9. Revelation of critical sections in industrial process, establishing their reasons and methods of solution.

Let us dwell on the main critical moment for profitable felling, which is a lack of timber-carrying roads of all-the-year-round usage. Performed calculations and practice showed that their construction is unprofitable.

Let us calculate the volume of production, which will be transported by the built road, in order to estimate the profitability of road construction.

Average density of afforestation makes 100 cubic meters on one hectare of forestland. Average rate of forest maturing in Northwestern part of European Russia is 100 years. Thus, following the laws on the exploitation of calculated wood-cutting area currently in force, it is possible to get one cubic meter of timber per one hectare of forestland a year.

If a is a distance from the actual place of felling to the constructed timber-carrying road, then 2a is forest area around one kilometer of the built timber-carrying road, calculated in square kilometers, or 200 – in hectares. Using mechanized felling, one can go deep into the forest from the road on a distance no more, than one kilometer, =1km. Thus, it is possible to calculate, that the volume of timber, acquired from one kilometer of the built road per year, comprises 200 cubic meters. Prime cost of construction of all-the-year-round used road is approximately $30 per meter of roadbed, which is equal to one million rubles per kilometer. At the average timber sale price equal to 500 rubles per cubic meter (including technical raw material and firewood) the volume of timber, covering the construction of one kilometer of road is approximately 2000 cubic meters. Consequently, the expenses on the construction of one kilometer of timber-carrying road could be reimbursed in 10 years on conditions that all the earnings from the felled and sold production would be used to cover the cost of the built road.

Expenses on the construction of a temporary forest road made of timber (plank road) are one thousand cubic meters on a kilometer of road. But, though the period of reimbursement is reduced up to 4-5 years, it is necessary to take into account that by the dates of contiguity cultivation of pieces of woodland in quarters, where plank roads are already built, will be conducted after the period, when the road will wear out: timber will rot, the road collapse.

Application of Finnish technology gives the possibility to go deep into the forest on a distance of 4 kilometers and allows to gather yearly from the area, covered by one kilometer of road up to 800 cubic meters, which is also insufficient to achieve even minimal level of enterprise’s profitability.

The prime cost of construction of one kilometer of winter road equals to one cubic meter of timber. But timber felling and transportation can only be conducted during the winter period. This leads to the increase of non-productive expenses during the enterprise’s period of idle time.

Calculated volume of timber, which must be transported by the road to reimburse its construction, is more than 2 000 cubic meters per one kilometer a year. According to this, it is necessary to apply interim transportation on the distance of 10 kilometers.

The existing technology of logging can be covered (actually it had been covered) exclusively by final harvesting on the whole territory, adjoining the timber-carrying road. In this case, the road construction is reimbursed by 100 times, and the cost of road construction comes to 10% of the value of felled timber.

But final harvesting leads to the inability of forestland to self-reproduction, swamping of the area and changing of climate and besides it is necessary to take into consideration that the distance of transportation is constantly increasing. This leads to the increase of expenses on transportation and as a result to the unprofitability of production.

On the basis of the research on this question and local conditions, engineering requirements were made up for an interim transportation truck; negotiations with producers were held during which the cost of such equipment was determined. As a result, the functioning of an enterprise using such equipment was numerically simulated.

9. Выявление, определение причин и пути решения критических секций в производственном процессе.

Остановимся на основном критическом моменте для прибыльной добычи леса, которым является отсутствие лесовозных дорог круглогодичного действия. Расчеты и практика показали, что окупиться в наших условиях такое строительство не сможет. Приведем расчеты.

Рассчитаем объём продукции, который будет перевозиться по построенной дороге, чтобы оценить рентабельность строительства дорог.

Средняя плотность лесонасаждений составляет 100 кубических метров на один гектар массива. Средняя скорость вызревания леса в Северо-западном регионе европейской части России составляет 100 лет. Таким образом, с одного гектара массива в год возможно получение одного кубического метра древесины, соблюдая действующее законодательство по эксплуатации расчетной лесосеки.

Если a – расстояние трелевки от места заготовки до проложенной лесовозной дороги, то 2a – площадь леса вокруг одного километра проложенной лесовозной дороги в квадратных километрах (или 200а в гектарах). При трелевке тракторами можно углубиться от дороги на расстояние не более одного километра, а=1км. Таким образом, можно вычислить, что объём леса, получаемого в год на один километр проложенной дороги, составит 200 кубических метров. Себестоимость строительства дороги круглогодичного действия составляет около $30 за один метр полотна, что равняется 1,0 миллиону рублей за километр. При средней стоимости реализации древесины 500 рублей за кубометр (с учетом техсырья и дров), объём древесины, окупающий строительство одного километра дороги составит 2,0 тысячи кубических метров. Отсюда следует, что затраты на строительство одного километра лесовозной дороги могут быть возвращены через 10 лет, при условии, что вся выручка от заготавливаемой и реализуемой продукции будет направляться в счет оплаты построенной дороги. Даже если при ведении рубок не учитывать никаких ограничений, за исключением сроков примыкания делянок, то период вырубки леса вдоль 1 километра дороги составит 20 лет. Соответственно период возмещения расходов на строительство дороги составит 2 года.

Затраты на строительство временной лесной дороги из древесины (лежневой дороги) составят 1,0 тысячу кубических метров на километр построенной дороги. Но, при сокращении срока окупаемости до 4-5 лет, необходимо учесть, что по срокам примыкания разработка делянок в кварталах, где лежневые дороги уже были проложены, будет вестись через период, когда дорога уже придёт в полную негодность: древесина сгниёт, дорога провалится.

Применение финской технологии дает возможность углубиться в лес на расстояние до 4 километров и позволяет собирать ежегодно с площади, охватываемой одним километром дороги, до 800 кубических метров, чего также недостаточно для достижения даже минимального уровня доходности предприятия.

Что касается зимних дорог, то себестоимость строительства одного километра равняется одному кубическому метру древесины. Но заготовка и транспортировка могут вестись только в зимний период. Что влечет рост непроизводительных затрат в период простоя предприятия.

Расчетный объём леса, который должен вывозиться по дороге для того, чтобы окупить ее строительство, должен составить более 2,0 тысяч кубических метров на один километр дороги в год. Учтя средний объём хлыстов и плотность лесофонда, можно рассчитать, что для получения сырья традиционным для России способом заготовки в количестве, достаточном для обеспечения сырьевых потребностей целлюлозно-бумажного комбината (порядка двух миллионов кубометров в год) необходимы десять тысяч километров дорог. При применении технологии с использованием машины промежуточной вывозки, протяженность необходимых дорог составит одну тысячу километров. Строительство такого объема дорог вполне реально (например, в Удорском районе Республики Коми протяженность существующих дорог составляет порядка семисот километров). В соответствие с чем, необходимо применение промежуточной вывозки на расстояние до 10 километров.

Существующая технология заготовки может окупиться (и окупалась) исключительно при ведении сплошных рубок на всей территории, примыкающей к лесовозной дороге. В этом случае отдача от строительства дороги возрастает в 100 раз, и стоимость дороги сводится к 10% от стоимости заготовленного леса.

Но помимо того, что сплошные рубки приводят к неспособности лесных массивов к самовоспроизводству, заболачиванию местности и изменениям климата, необходимо учесть, что расстояние вывозки при сплошных рубках постоянно увеличивается. Это приводит к увеличению затрат на вывозку и в итоге к нерентабельности производства.

На основании изучения данного вопроса и местных условий составлены технические требования на машину промежуточной вывозки, проведены предконтрактные переговоры с производителями, определена цена подобной техники и численно промоделирована работа предприятия при ее применении.