9. Выявление, определение причин и пути решения критических секций в производственном процессе.

Остановимся на основном критическом моменте для прибыльной добычи леса, которым является отсутствие лесовозных дорог круглогодичного действия. Расчеты и практика показали, что окупиться в наших условиях такое строительство не сможет. Приведем расчеты.

Рассчитаем объём продукции, который будет перевозиться по построенной дороге, чтобы оценить рентабельность строительства дорог.

Средняя плотность лесонасаждений составляет 100 кубических метров на один гектар массива. Средняя скорость вызревания леса в Северо-западном регионе европейской части России составляет 100 лет. Таким образом, с одного гектара массива в год возможно получение одного кубического метра древесины, соблюдая действующее законодательство по эксплуатации расчетной лесосеки.

Если a – расстояние трелевки от места заготовки до проложенной лесовозной дороги, то 2a – площадь леса вокруг одного километра проложенной лесовозной дороги в квадратных километрах (или 200а в гектарах). При трелевке тракторами можно углубиться от дороги на расстояние не более одного километра, а=1км. Таким образом, можно вычислить, что объём леса, получаемого в год на один километр проложенной дороги, составит 200 кубических метров. Себестоимость строительства дороги круглогодичного действия составляет около $30 за один метр полотна, что равняется 1,0 миллиону рублей за километр. При средней стоимости реализации древесины 500 рублей за кубометр (с учетом техсырья и дров), объём древесины, окупающий строительство одного километра дороги составит 2,0 тысячи кубических метров. Отсюда следует, что затраты на строительство одного километра лесовозной дороги могут быть возвращены через 10 лет, при условии, что вся выручка от заготавливаемой и реализуемой продукции будет направляться в счет оплаты построенной дороги. Даже если при ведении рубок не учитывать никаких ограничений, за исключением сроков примыкания делянок, то период вырубки леса вдоль 1 километра дороги составит 20 лет. Соответственно период возмещения расходов на строительство дороги составит 2 года.

Затраты на строительство временной лесной дороги из древесины (лежневой дороги) составят 1,0 тысячу кубических метров на километр построенной дороги. Но, при сокращении срока окупаемости до 4-5 лет, необходимо учесть, что по срокам примыкания разработка делянок в кварталах, где лежневые дороги уже были проложены, будет вестись через период, когда дорога уже придёт в полную негодность: древесина сгниёт, дорога провалится.

Применение финской технологии дает возможность углубиться в лес на расстояние до 4 километров и позволяет собирать ежегодно с площади, охватываемой одним километром дороги, до 800 кубических метров, чего также недостаточно для достижения даже минимального уровня доходности предприятия.

Что касается зимних дорог, то себестоимость строительства одного километра равняется одному кубическому метру древесины. Но заготовка и транспортировка могут вестись только в зимний период. Что влечет рост непроизводительных затрат в период простоя предприятия.

Расчетный объём леса, который должен вывозиться по дороге для того, чтобы окупить ее строительство, должен составить более 2,0 тысяч кубических метров на один километр дороги в год. Учтя средний объём хлыстов и плотность лесофонда, можно рассчитать, что для получения сырья традиционным для России способом заготовки в количестве, достаточном для обеспечения сырьевых потребностей целлюлозно-бумажного комбината (порядка двух миллионов кубометров в год) необходимы десять тысяч километров дорог. При применении технологии с использованием машины промежуточной вывозки, протяженность необходимых дорог составит одну тысячу километров. Строительство такого объема дорог вполне реально (например, в Удорском районе Республики Коми протяженность существующих дорог составляет порядка семисот километров). В соответствие с чем, необходимо применение промежуточной вывозки на расстояние до 10 километров.

Существующая технология заготовки может окупиться (и окупалась) исключительно при ведении сплошных рубок на всей территории, примыкающей к лесовозной дороге. В этом случае отдача от строительства дороги возрастает в 100 раз, и стоимость дороги сводится к 10% от стоимости заготовленного леса.

Но помимо того, что сплошные рубки приводят к неспособности лесных массивов к самовоспроизводству, заболачиванию местности и изменениям климата, необходимо учесть, что расстояние вывозки при сплошных рубках постоянно увеличивается. Это приводит к увеличению затрат на вывозку и в итоге к нерентабельности производства.

На основании изучения данного вопроса и местных условий составлены технические требования на машину промежуточной вывозки, проведены предконтрактные переговоры с производителями, определена цена подобной техники и численно промоделирована работа предприятия при ее применении.