1. Изучение существующего лесофонда, системы и инфраструктуры лесопользования.

Законодательное регулирование системы лесопользования в настоящее время подвергается серьезной переработке. Проект Лесного Кодекса Российской Федерации находится в стадии обсуждения заинтересованными инстанциями на протяжении двух лет и его введение планируется с 2006 года. Основные новации Лесного Кодекса это концентрация функций по распоряжению лесом на федеральном центре, введение единого кадастра лесов и пользователей лесных ресурсов, получение прав аренды на лесофонд исключительно через аукцион и, главное, возможность получения леса в частную собственность по истечении срока долгосрочной аренды. Вопрос о введении частной собственности на лесные угодья изучается особенно пристально и, возможно, даже будет выведен за рамки Лесного Кодекса. Пока же периодические изменения действующего законодательства привносят фактор непредсказуемости в работу лесозаготовительной отрасли. Следует признать, что действующая система лесопользования полностью предусматривает восстановление лесных запасов при ее соблюдении.

Запасы леса в России составляют четверть общемировых ( 82 млрд.м3). При этом на протяжении последних лет заготавливается не более 13% от потенциального объема ежегодной лесосеки. По структуре большая часть лесофонда имеет естественное происхождение и состоит из смешанных, перестойных лесов низкой продуктивности. Большая часть грунтов (для Республики Коми 66%) принадлежат 3-4 категории (глинистые, торфяно-болотные почвы и плывуны с высокой влажностью). Для колесной техники, применяемой при транспортировке древесины с верхних складов на нижние, такие грунты практически непроходимы, и требуется дополнительная прокладка дорог.

Серьезную проблему для лесопользователей составляет транспортировка продукции. Так пригодный для эксплуатации лесофонд находится на большом удалении от существующих дорог. Не хватает не только лесовозных дорог, но и автомобильных дорог общего назначения. При этом в большей части регионов на местах нет достаточной базы для дорожного строительства и ремонта дорог. В части транспортировки лесопродукции потребителям возникают проблемы с железными дорогами. Низкие объёмы заготовки делают нерентабельной работу части железнодорожных магистралей, что влечет за собой закрытие отдельных веток и отрезание лесозаготовителей от потребителей продукции. Кроме того, ощущается недостаток подвижного железнодорожного состава.

В большинстве регионов на удовлетворительном уровне находится снабжение электроэнергией и ГСМ, системы связи. В основном налажено снабжение населения продовольственными товарами и товарами первой необходимости, обеспечение первой медицинской помощью. При этом сильно отстает система общественного транспорта. (см. Приложение 1).